НОВОСТИ
"Коммерсантъ" от 22.06.2021, 20:31
Жара требует энергии
Спрос на электроэнергию достиг исторического максимума

На фоне аномальной жары спрос на электроэнергию вырос до рекордного летнего максимума, достигнув 22 июня пиковой отметки 122,7 ГВт.

Причина — увеличение потребления на вентиляцию и кондиционирование. С начала года потребление уже обгоняет показатели 2019 года, что дает надежды на полное восстановление спроса после прошлогоднего провала.

«Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы) зафиксировал новый летний максимум потребления энергомощности в Единой энергосистеме России (ЕЭС). Во вторник в 14:00 мск показатель составил 122,68 ГВт, что на 2,3 ГВт выше прошлого летнего пика в 2019 году. Например, в энергосистеме Москвы и Московской области летний максимальный уровень потребления составил 13,79 ГВт при среднесуточной температуре 25,1 °С.

Спрос на электроэнергию этим летом растет в основном из-за аномальной жары: предприятия и домохозяйства включают вентиляцию и кондиционеры для охлаждения помещений.
Так, с 1 июня в целом электропотребление увеличилось на 5,8% год к году, заявил 22 июня заместитель главы Минэнерго Евгений Грабчак. При этом в европейской части РФ (около 70% всего потребления страны) спрос в июне увеличился на 6,5%.

Погодные условия помогали энергетикам и зимой: спрос существенно рос из-за морозов.
Согласно последним данным СО, потребление электроэнергии за январь—май в целом по России составило 473,3 млрд кВт·ч. Спрос в 2021 году бьет все рекорды: с начала года по сравнению с докризисным 2019 годом он вырос на 2%, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

По мнению Дениса Красновского из АКРА, уровень потребления электроэнергии в текущем году будет сопоставим или незначительно превысит показатель 2019 года. Спрос напрямую будет зависеть от динамики развития COVID-19 и связанных с ним ограничений деловой активности, и при развитии неблагоприятной ситуации может вновь опуститься до уровня 2020 года, предупреждает он.

Однако увеличение спроса на электроэнергию не отразилось на ценах на электроэнергию (реально выработанные киловатт-часы), отмечают аналитики.

Цены на рынке на сутки вперед (РСВ, конкурентный сектор торговли электроэнергией), несмотря на два повышения цены на газ за тот же период с начала года по сравнению с 2019 годом, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) выросли всего лишь на 1%, а во второй (Сибирь) — упали на 12%, подсчитал Владимир Скляр.

Если очистить данные от погодного фактора, рост электропотребления не такой уж существенный, считают в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии). «При этом в отношении цен никакого снижения нет, напротив, наблюдается их заметный прирост.

Сравнивать текущие цены с первым полугодием 2019 года некорректно, поскольку именно в этот период случился их значительный рост, который стал предметом проверки антимонопольной службы. Так, в период с января по июнь 2019 года в первой и второй ценовых зонах одномоментно и без видимых на то оснований цены на РСВ выросли на 10,2% и 11,3% соответственно»,— заявили “Ъ” в ассоциации.

Полина Смертина
"Коммерсантъ" от 02.07.2021, 22:1815.12.17
КОМ становится короче
Минэнерго предлагает изменить правила отбора мощности

Минэнерго предлагает вновь изменить правила конкурентного отбора мощности (КОМ), вернув краткосрочные отборы за год до начала поставки энергомощности для корректировки спроса и цены.

Предложение поддерживает промышленность, поскольку это может сократить ее платежи. По результатам прошедших отборов платеж оптового энергорынка с 2021 по 2027 год превысит 2 трлн руб. Вместе с тем Минэнерго фактически признало, что рынок мощности в РФ не выполняет инвестиционных функций и не дает сигналов на строительство новых ТЭС в стране, говорят аналитики.

Правила конкурентного отбора мощности (фиксирует цену на мощность для отобранных электростанций) в России вновь могут измениться. Минэнерго предлагает разделить конкурс на два этапа: долгосрочный и краткосрочный.

На первом этапе будет проводиться отбор на шесть лет вперед, а на втором — за год до начала поставки мощности. «Есть предложение: торговать на шесть лет вперед только текущий, сложившийся объем потребления, а весь прогнозный рост доторговывать в рамках "короткого" КОМ за год до фактической даты»,— заявил замглавы Минэнерго Павел Сниккарс.

Новые правила могут применяться на конкурсе на 2028 год. По предварительным оценкам, конкурс может состояться весной следующего года, уточнил господин Сниккарс.

В КОМ участвуют уже амортизированные ТЭС без каких-либо преференций. После запуска в России оптового энергорынка проводился только «короткий» КОМ на один год вперед. В 2015 году был введен долгосрочный КОМ на четыре года, а в 2019-м — на шесть лет вперед. Шестилетний КОМ был принят для того, чтобы провести отбор по программе модернизации старых ТЭС, которая фактически закрепила на энергорынке нерыночные надбавки по схеме договоров поставки мощности (гарантируют инвестору возврат вложений через надбавки к цене на мощность).

Сейчас КОМ проведен до 2027 года включительно. За 2021–2027 годы, по оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», оптовый энергорынок заплатит за мощность в рамках КОМ около 2 трлн руб. КОМ формирует около 30% доходов энергокомпаний.

Генерирующие компании смотрят на предложения Минэнерго с осторожностью.
В озвученных предложениях фактически предлагается частичный переход к однолетнему горизонту,— заявили “Ъ” в Совете производителей энергии (объединяет генерирующие компании).— В результате генераторы не смогут нормально планировать производственную и инвестиционную деятельность, а для потребителей цена может существенно меняться».
Необходима детальная проработка концепции и модели предлагаемых изменений в КОМ, добавляют в ассоциации.

Промышленность же поддерживает инициативу. «Корректирующие отборы улучшат точность прогнозирования спроса, что позволит сократить избытки мощности и напрасные расходы потребителей. Такие отборы также могут стать хорошей опцией для развития технологий "гибкости" — управления спросом, распределенной или мобильной генерации, систем хранения»,— заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии».

Рынок мощности изначально задумывался как инструмент индикации долгосрочного спроса на мощность, через который участники рынка будут получать экономические сигналы для постройки новых мощностей, напоминает Владимир Скляр. «Оставляя механизмы различных надбавок как основной инструмент стимулирования инвестиций в секторе, роль рынка мощности фактически сводится к поддержанию мощностей, не пользующихся постоянным спросом, но необходимых системе — для выполнения требований по надежности или для удовлетворения спроса на тепло и так далее,— говорит он.— Когда основная функция рынка мощности подменена, а резерв системы избыточен, рисков нехватки мощностей не существует».

Сергей Роженко из КПМГ отмечает, что долгосрочный рынок мощности в мире применяется крайне ограниченно: кроме России он есть только на рынке PJM в США. Короткий КОМ — более гибкий механизм, позволяющий уточнить объем необходимых поставок мощности ближе к времени поставки и, соответственно, скорректировать решения по новому строительству или выводу из эксплуатации ТЭС, считает аналитик. С другой стороны, механизм позволяет прийти новым участникам: например, делает возможным выход на рынок нетипичных корпоративных и промышленных игроков, которые могут строить тепловые или зеленые электростанции.

Полина Смертина
Сертификаты на зеленую энергию для предприятий вряд ли будут бесплатными

Дарить их промышленникам спецпредставитель президента России Анатолий Чубайс считает нецелесообразным. Его позицию поддерживают в Минэнерго и Минэкономики, сообщает газета «Коммерсант».


Однако представители промышленного сектора с такой позицией не согласны и считают, что уже с лихвой оплатили право пользоваться зеленой энергией за счет надбавок.


Между тем, Анатолий Чубайс уже направил вице-премьеру РФ Александру Новаку письмо, в котором просит отказаться от безвозмездной передачи предприятиям зеленых сертификатов. Это, по мнению Чубайса, не способствует тому, чтобы промышленность постепенно переходила на альтернативные источники энергоснабжения.


У предприятий просто не будет стимула это делать, так как ВИЭ они получат бесплатно и, соответственно, смогут без труда преодолеть барьер ЕС по объему выработки парниковых газов.


В Минэнерго и Минэкономики также против безвозмездной раздачи зеленых сертификатов, так как считают такой подход неэкономическим. Плюс ко всему, бесплатную ВИЭ получат далеко не все предприятия, и такой подход чиновники считают дискриминационным. Сами промышленники ранее предлагали распределять сертификаты пропорционально объемам электроэнергии, которую потребляют.


Источник: energo-konsultant.ru

Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех событий в электроэнергетической отрасли.